Главная Налоговые органы Ответственность  налоговых органов и должностных лиц

Налоговый адвокат   

предлагает для ознакомления раздел:

 

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ  НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ

 

На налоговые органы Российской Федерации, согласно ст. 6  Закона  Российской Федерации от 21 марта 1991 г. №  943-I "О налоговых органах Российской Федерации", возлагаются  важные задачи, в том числе контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов и т.д.

В своей деятельности должностные лица налоговых органов обязаны руководствоваться Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Налоговым кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, Законом  Российской Федерации от 21 марта 1991 г. №  943-I "О налоговых органах Российской Федерации", иными законодательными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов.

Для выполнения указанных задач налоговым органам предоставлены  широкие полномочия, которые определены Налоговым кодексом Российской Федерации, Законом  Российской Федерации от 21 марта 1991 г. №  943-I"О налоговых органах Российской Федерации" и другими законами и нормативными  правовыми актами.

Так, например,  в соответствии со ст. 31 НК РФ, ст.  7  Закона  Российской Федерации от 21 марта 1991 г. №  943-I "О налоговых органах Российской Федерации", налоговым органам предоставляется право производить в органах государственной власти и органах местного самоуправления, организациях, у граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - органы, организации и граждане) проверки документов, связанных с исчислением и уплатой обязательных платежей, не являющихся налогами или сборами, пенями, штрафами, предусмотренными Налоговым кодексом Российской Федерации, в бюджетную систему Российской Федерации, а также получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, определяемую в установленном законодательством порядке.

Работники налоговых органов вправе осуществлять контроль за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядка и условий ее регистрации и применения, которые определяются законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, проверять документы, связанные с применением контрольно-кассовой техники.

Должностные лица имеют право получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок, проводить проверки выдачи кассовых чеков, налагать штрафы на организации, а также на индивидуальных предпринимателей за нарушение требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт.

Им предоставлено право осуществлять налоговый контроль путем проведения налоговых проверок (камеральные и выездные), а также в других формах, которые регулируются Налоговым кодексом Российской Федерациии нормативными  правовыми актами.

Работникам налоговых органов при исполнении ими служебных обязанностей, обязаны оказывать практическую помощь, на основании ст. 5  Закона  Российской Федерации от 21 марта 1991 г. №  943-I "О налоговых органах Российской Федерации", органы внутренних дел Российской Федерации,  обеспечивая принятие предусмотренных законодательством мер по привлечению к ответственности лиц, насильственным образом препятствующих выполнению работниками налоговых органов своих должностных функций.

В целях осуществления налогового контроля должностные лица производят осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых организациями и гражданами для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, а также выемку документов и предметов, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений.

Должностные лица налоговых органов вправе приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, а также выносить решения о привлечении организаций и граждан к ответственности за совершение налоговых правонарушений в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

Налоговым органам предоставляется право взыскивать недоимки и взыскивать пени штрафы, а также иные полномочия.

Помимо предоставления налоговым органов прав, на них возлагаются обязанности, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации, Законом  Российской Федерации от 21 марта 1991 г. №  943-I"О налоговых органах Российской Федерации" и другими законами и нормативными  правовыми актами.

:Помимо обязанностей по пополнению бюджета и соблюдению законности в этой области, должностные лица налоговых органов несут также обязанности по отношению к плательщикам налогов, сборов. Основные обязанности изложены в статье 33 НК РФ, а также предусмотрены иными федеральными законами.

Должностные лица налоговых органов обязаны действовать в строгом соответствии с настоящим Налоговым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами, а также  реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов.

Работникам  налоговых органов  предписывается корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и иным участникам отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не унижать их честь и достоинство.

Налоговые и таможенные органы, на основании ст. 35  НК РФ, несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей.

За неправомерные действия или бездействие,  за невыполнение или ненадлежащее выполнение должностными лицами налоговых органов своих обязанностей они, согласно ст.  35 Налогового кодекса Российской Федерации и ст. 12 Закона  Российской Федерации от 21 марта 1991 г. №  943-I "О налоговых органах Российской Федерации", привлекаются к дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии со ст. 14 Закона  Российской Федерации от 21 марта 1991 г. №  943-I "О налоговых органах Российской Федерации", порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц, рассмотрения жалоб и принятия решений по ним определяется Налоговым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.

Органы внутренних дел, следственные органы, согласно ст. 37 НК РФ, несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников этих органов при исполнении ими служебных обязанностей.

Причиненные налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам убытки возмещаются за счет федерального бюджета в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.

Использование должностным лицом государственных органов  своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан  или организаций либо  охраняемых законом интересов общества или государства  является  преступлением,  за которое  установлена уголовная ответственность, предусмотренная статьей 285 УК РФ («Злоупотребление должностными полномочиями»).

Если должностное лицо совершит действия, явно выходящие за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо  охраняемых законом интересов общества или государства, в отношении него может быть возбуждено уголовное дело по статье 286 УК РФ («Превышение должностных полномочий»).

Квалификационные   признаки   и обстоятельства, подлежащие доказыванию по  указанным преступлениям,  содержатся в разъяснениях  постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 октября 2009 г. № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий».

Одним из наиболее тяжких должностных преступлений является получение  взятки  (ст. 290 УК РФ) лично или через посредника в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.  В случае нарушения прав и законных интересов граждан  или организаций   при  осуществлении налогового контроля опытный адвокат по налоговым спорам, имеющий многолетнюю положительную практику обжалования неправомерных действий должностных лиц, составит  квалифицированную жалобу  вышестоящему руководителю, прокурору и в суд, а также  представит  интересы доверителя при ее рассмотрении.

 Оказывая юридическую помощь, адвокат по налоговым преступлениям  вправе  собирать и представлять предметы и документы; запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также общественных объединений и иных организаций; опрашивать с их согласия лиц, предположительно владеющих информацией, относящейся к делу; привлекать на договорной основе специалистов для разъяснения вопросов; фиксировать (в том числе с помощью технических средств) информацию, содержащуюся в материалах дела, проводить адвокатские расследования, а также совершать иные действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

 

1.  Полезная информация по вопросам уголовного судопроизводства изложена в  разделах  Программы "ЗАЩИТНИК" и   статьях   участников Программы, с которыми адвокат по налоговым  спорам  рекомендует ознакомиться:

- Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица (ст. 198 УК РФ);

- Преступления против жизни и здоровья;

- Преступления против собственности;

- Должностные лица контролирующих органов;

-Таможенный осмотр  и  досмотр товаров и транспортных средств (форма таможенного контроля);

- Осмотр помещений и территорий для целей таможенного контроля;

-Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств  (ОРД);

- Наблюдение (Оперативно-розыскное мероприятие);

- Таможенное наблюдение (форма таможенного контроля);

Наезд на пешехода с летальным исходом на полосе встречного движения (Описательная часть постановления о предъявлении обвинения);

- Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка (ст. 185 УПК РФ);

- Контроль записи телефонных переговоров (ст. 186 УПК РФ);

- Бланки процессуальных документов;

- Анатомия человека;

- Судебно-медицинская экспертиза трупов;

- Допрос свидетеля  (ст. 56,  166, 167, 187-190 УПК РФ);

-Примерный перечень вопросов для проведения допроса руководителя контрагента налогоплательщика;

- Меры процессуального принуждения;

- Рекомендации  по недопущению обсуждения в камере материалов и обстоятельств и уголовного дела;

Текст  обвинительного заключения по  делу о столкновении транспортных средств в попутном направлении;

- Вопросы уголовной ответственности за преступления против семьи и несовершеннолетних;

- Кассационное обжалование судебных актов (приговоров, определений, постановлений);

-  Смертная казнь.

 

2. При составлении процессуальных документов налоговый адвокат советует принять во внимание следующую судебную практику:

- Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. N64  "О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления";

-  Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12 октября 2006 г. N53 "Об оценке арбитражными  судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды";

- Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2004 г. N 23 "О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем";

-  Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2007 г. № 51 "О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате";

- Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 октября 2009 г. № 20 "О некоторых вопросах судебной практики назначения и исполнения уголовного наказания";

- Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 апреля 2009 г. № 8 "О судебной практике условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, замены не отбытой части наказания более мягким видом наказания";

- Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 января 2007 г. № 2 "О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания";

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 5 декабря 2006 г. № 60  "О применении судами особого порядка судебного разбирательства уголовных дел".

3. В процессе следственных действий осуществляется обнаружение, собирание, проверка сведений, а также изъятие документов и предметов, имеющих важное значение для разрешения уголовного дела. Адвокат по налоговым делам   предлагает ознакомиться с бланками и разъяснениями процессуальных документов, следственных действий:

 - Распоряжение о проведении гласного оперативно-розыскного  мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений,  участков местности и транспортных средств;

- Протокол проведения обследования помещения, здания, сооружения, участка местности, транспортного средства (ОРД);

- Постановление о возбуждении уголовного дела и принятии его к производству;

- Постановление о допуске представителя потерпевшего;

Постановление о прекращении уголовного дела в связи с отказом частного обвинителя от обвинения;

- Протокол предъявления трупа для опознания;

- Форма поручения об истребовании документов (информации);

- Постановление о назначении дополнительной судебной экспертизы;

- Обвинительное заключение;

- Приговор (оправдательный).

4.  Потерпевшему (физическому или юридическому лицу) согласно п. 8 ч. 3 ст. 42 УПК РФ обеспечивается  право на представителя.

В случае нарушения прав гражданина, совершения преступных, противоправных действий адвокат по налогам  рекомендует ознакомиться с проектами заявлений о совершении преступлений:

- Преступления против свободы, чести и достоинства личности;

- Заявления о возбуждении уголовного дела по делам в случае наезда на стоящее транспортное средство;

- Заявление о преступлении (ст. 224 УК РФ "Небрежное хранение огнестрельного оружия");

- Преступления против жизни и здоровья;

- Заявление о преступлении (ст. 159 УК РФ "Мошенничество");

- Заявление о преступлении (ст. 145.1 УК РФ "Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат");

- Заявление о преступлении (ст. 244 УК РФ "Надругательство над телами умерших и местами их захоронения").

5. Адвокат  по налоговым преступлениям  рекомендует  ознакомиться с наиболее интересными изречениями  и высказываниями прошлого и настоящего, «связанными» с  уголовно-правовой тематикой: «Учреждения исполняющие наказания», «Жулики, мошенники», «Приметы и пожелания», «Скорость»,   «Иные»,   «Доказательства», «Карьера»,  «Очевидцы, свидетели», «Дети, внуки, воспитание»,  «Примирение», «Промышленность», «Пострадавшие, потерпевшие», «Наказание».

Исходя из того, что Конституция Российской Федерации не определяет  процессуальный статус  и начальный момент   возникновения права на получение квалифицированной помощи, данное право должно обеспечиваться каждому гражданину на всех стадиях административного и уголовного судопроизводства.

 Одним из оснований для отмены или изменения приговора в кассационном или апелляционном порядке является нарушение уголовно-процессуального закона.

Осужденный, оправданный, их защитники и законные представители, потерпевший, частный обвинитель, их законный представителям и представитель, а также иные лица в той части, в которой обжалуемое судебное решение затрагивает их права и законные интересы,  имеют право  на подачу  апелляционной, кассационной и надзорной жалобы  на  судебное  решение. Если  гражданин  получил  решение суда,  с которым он не согласен, обращайтесь к нам, и мы постараемся  помочь.

Опытный налоговый адвокат  после тщательного ознакомления с материалами уголовного дела, протоколом судебного заседания  и принятыми  судебными решениями составит апелляционную, кассационную,  надзорную жалобу на приговор или иное решение суда. 

 Если акционерам, участникам обществ,  либо   руководителю или работникам юридического лица  необходима квалифицированная юридическая помощь по налоговым и иным вопросам  не теряйте время, звоните участникам  программы «Защитник»  по телефонам +7 (495) 671-53-72 или +7 (495) 671-53-62,  (E-mail для сообщений:  rosar@inbox.ru), и  адвокаты по налоговым преступлениям МКА «РОСАР» постараются помочь.