Налоговый адвокат предлагает для ознакомления раздел: ИСТРЕБОВАНИЕ ДОКУМЕНТОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ
Истребование документов является одним из самых распространенных мероприятий налогового контроля. Налоговые органы вправе запрашивать у налогоплательщика документы в рамках проведения налоговой проверки этого лица (камеральной или выездной), а также в ходе иных мероприятий налогового контроля. Порядок истребования документов в указанных случаях регламентируется статьями 93 и 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что обязанность налогоплательщиков представлять налоговым органам и их должностным лицам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы служит обеспечению исполнения каждым конституционной обязанности по уплате налогов, согласуется с принципом равенства всех перед законом и не может рассматриваться как необоснованная либо ухудшающая положение налогоплательщиков.[1] При этом право налоговых органов запрашивать необходимые документы ограничено: - кругом лиц, в отношении которых такое право предоставлено; - конкретными случаями, прямо предусмотренными законодательством о налогах и сборах; - видом (характером) истребуемых документов. Лицами, обязанными представлять документы по требованию налоговых органов, являются налогоплательщики, плательщики сборов и налоговые агенты (п. 1 ст. 31 НК РФ).Согласно пп. 6 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов. Аналогичная обязанность налоговых агентов предусмотрена в пп. 4 п. 3 ст. 24 НК РФ.В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ документы, которые вправе истребовать налоговые органы, можно разделить на два вида:- документы, служащие основанием для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов и сборов. Они должны быть составлены по утвержденным (унифицированным) формам и (или) оформлены в электронном виде по установленным форматам; - документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов и сборов. Налоговый адвокат отмечает, что ознакомление должностных лиц налоговых органов с подлинниками документов допускается только на территории налогоплательщика. Однако если выездная налоговая проверка проводится в помещении налогового органа, то налогоплательщик должен предоставить подлинники для ознакомления в налоговый орган.Помимо ознакомления с документами непосредственно в ходе осуществления проверочных мероприятий сотрудники налогового органа могут отдельно истребовать те или иные документы. В этом случае документы истребуются в порядке ст. 93 НК РФ.Следует учитывать, что предмет проверки всегда ограничен перечнем проверяемых налогов и проверяемым периодом, которые указываются в решении налогового органа о проведении выездной налоговой проверки. Таким образом, проверяющие вправе истребовать документы, которые связаны с исчислением и уплатой тех налогов и за те периоды, которые являются предметом проверки.Данный вывод подтверждается и судебно-арбитражной практикой. Так, в ходе проверки среди прочих документов были запрошены паспортные данные учредителей, руководителя и главного бухгалтера налогоплательщика. Как указал суд, предоставление паспортных данных учредителей, руководителя и главного бухгалтера налогоплательщика не предусмотрено законодательством о налогах и сборах и не связано с исчислением налогов[2].По другому делу налоговый орган запросил документы, не относящиеся к проверяемому налогу. При этом суд признал неправомерным истребование документов, не относящихся к теме проверки[3].Кроме того, документы (информация) о деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) могут быть истребованы у его контрагентов или иных лиц, располагающих данными документами или информацией (ст. 93.1 НК РФ). Такими лицами могут выступать органы государственной власти и местного самоуправления (например, органы, осуществляющие регистрацию физических лиц по месту жительства, адвокатские палаты субъектов РФ, органы, ответственные за ведение кадастрового учета), учреждения, организации и должностные лица, указанные в статье 85 НК РФ.Одновременно с назначением выездной проверки проверяемому налогоплательщику направляется требование с указанием примерного перечня документов, которые следует представить, налоговый орган.Форма требования о представлении документов (информации) утверждена Приказом ФНС России от 31.05.2007 № ММ-3-06/338 "Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах".Она используется как при истребовании документов в рамках проведения налоговой проверки (камеральной или выездной) в отношении самого налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента), так и при истребовании документов (информации) о его контрагентах в порядке, предусмотренном статьей 93.1 НК РФ.В требовании должны быть указаны подробные данные, позволяющие идентифицировать запрашиваемые документы и определить их количество.Этот процессуальный документ предоставляет налогоплательщику информацию о том, по какой тематике будет проводиться проверка, какие вопросы будут исследованы в её ходе.Налоговый адвокат обращает внимание пользователей Программы, что отсутствие конкретных реквизитов (индивидуализирующих признаков) документов в требовании не позволяет налоговому органу привлечь налогоплательщика к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ в случае их непредставления, но не освобождает налогоплательщика от обязанности самостоятельно определить конкретный перечень документов для их предоставления налоговому органу, и неисполнение этой обязанности может являться основанием для проведения выемки данных документов налоговым органом[4].Согласно п. 3 ст. 93 НК РФ документы, которые были запрошены в ходе проведения выездной или камеральной налоговой проверки, должны быть представлены в налоговый орган в течение 10 дней со дня получения соответствующего требования.При этом следует учитывать, что согласно п. 6 ст. 6.1 НК РФ срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. Поскольку в п. 3 ст. 93 НК РФ не указано, что имеются в виду календарные дни, то истребованные в ходе выездной налоговой проверки документы должны быть представлены в течение 10 рабочих дней.Согласно Федеральному закону от 27.07.2010 N 229-ФЗ[5] срок предоставления документов исчисляется с момента получения соответствующего требования. Принятие поправки связано с тем, что вручение не является единственным способом передачи налогоплательщику требования о предоставлении документов. Помимо этого есть такие способы как направление заказным письмом или посредством использования телекоммуникационных каналов связи.Если у проверяемого лица все-таки отсутствует реальная возможность представить все истребуемые документы в течение 10 дней, то в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, оно должно письменно уведомить проверяющих должностных лиц налогового органа о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин. Причины этого могут быть разные: большой объем истребованных документов, болезнь сотрудников бухгалтерии, нахождение большинства сотрудников предприятия в отпуске и т.д.Помимо причин, в уведомлении проверяемое лицо также должно обозначить сроки, в течение которых оно сможет представить истребуемые документы.В течение двух дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе на основании этого уведомления продлить сроки представления документов или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение. При этом, во внимание будут приниматься именно причины невозможности представления документов. В то же время, вопрос о том, принимать эти причины во внимание или нет, отдается на усмотрение налогового органа.Руководствуясь п. 5 ст. 93.1 НК РФ, лицо, получившее требование о представлении документов (информации) о контрагенте, обязано исполнить его в течение пяти дней со дня получения. Если указанное лицо не располагает запрашиваемыми документами (информацией), оно должно сообщить об этом в налоговый орган в пятидневный срок со дня получения требования.Истребуемые документы могут быть представлены в налоговый орган лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (ТКС). Это указано в пункте 2 статьи 93 НК РФ. Исходя из требования абзаца 3 п. 5 ст. 93.1 НК РФ, любым из перечисленных способов представляют документы (информацию) и те лица, у которых запрашиваются сведения об их контрагентах ().Копии запрашиваемых документов должны быть заверены самим проверяемым лицом (лицом, у которого истребованы сведения о взаимоотношениях с контрагентом). Как следует из абзаца 5 п. 2 ст. 93 НК РФ, при необходимости налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками документов.В соответствии с абзацем 2 п. 2 ст. 93 НК РФ, налоговые органы не могут требовать, чтобы копии представляемых документов были удостоверены нотариально, если такое удостоверение не предусмотрено законодательством РФ.Согласно абзацу 3 п. 2 ст. 93 НК РФ, если истребуемые у налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) документы составлены в электронном виде по установленным форматам, он может направить их в налоговый орган в электронном виде по ТКС. С 2 сентября 2010 года порядок направления требования о предоставлении документов претерпел изменения; они внесены. Такая возможность появилась с 2 сентября 2010 года, благодаря изменениям, внесенным Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ[6]. При этом под установленными форматами следует понимать форматы документов в электронном виде, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, то есть ФНС России.Налоговый адвокат сообщает, что копии документов могут быть заверены следующим образом:- заверять каждую страницу копии такого документа;- прошить весь документ, последовательно пронумеровать все его листы и заверить документ в целом (указав общее количество листов в прошитой пачке).При этом следует отметить, что толщина пачки, качество бумаги и прочность материала, используемого для прошивки должны быть соответствующими для удобства копирования документов, а сам документ должен полностью читаться (в том числе реквизиты, резолюции, визы и иные отметки на полях документа).Налоговый адвокат разъясняет, что согласно ч. 1 ст. 126 НК РФ, за непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и иными актами законодательства о налогах и сборах, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 119 и 129.4 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый не представленный документ.Должностным лицам налоговых органов предписывается действовать в строгом соответствии с законом и реализовывать в пределах своей компетенции полномочия налоговых органов. Они обязаны корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и иным участникам отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не унижать их честь и достоинство.Гражданин имеет право обжаловать руководителю налогового органа, прокурору и в суде порядке действия должностных лиц, допустивших незаконное нарушение конституционных прав и свобод, а также законных интересов человека и гражданина либо организации.[1] Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 19.02.1996 N 5-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Независимого территориального профсоюза работников различных форм собственности "Урал" как не соответствующей требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" и от 05.07.2005 N 301-О "По жалобе гражданина Кукушина Николая Викторовича на нарушение его конституционных прав положениями подпункта 7 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации". [2] Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 24.10.2005 N Ф09-4737/05-С7. [3] Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 13.03.2006 N КА-А40/1386-06. [4] Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 16.04.2010 N КА-А40/2634-10. [5] Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 229-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования" [6] Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 229-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования"
|
||||||||||||||||
Оказывая юридическую помощь, адвокат по налоговым преступлениям вправе собирать и представлять предметы и документы; запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также общественных объединений и иных организаций; опрашивать с их согласия лиц, предположительно владеющих информацией, относящейся к делу; привлекать на договорной основе специалистов для разъяснения вопросов; фиксировать (в том числе с помощью технических средств) информацию, содержащуюся в материалах дела, проводить адвокатские расследования, а также совершать иные действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации. 1. Полезная информация по вопросам уголовного судопроизводства изложена в разделах Программы "ЗАЩИТНИК" и статьях участников Программы, с которыми адвокат по налоговым спорам рекомендует ознакомиться: - Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица (ст. 198 УК РФ); - Преступления против жизни и здоровья; - Преступления против собственности; - Должностные лица контролирующих органов; - Таможенный осмотр и досмотр товаров и транспортных средств (форма таможенного контроля); - Осмотр помещений и территорий для целей таможенного контроля; - Поведения человека в экстремальных ситуациях; - Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств (ОРД); - Наблюдение (Оперативно-розыскное мероприятие); - Таможенное наблюдение (форма таможенного контроля); - Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка (ст. 185 УПК РФ); - Контроль записи телефонных переговоров (ст. 186 УПК РФ); - Бланки процессуальных документов; - Судебно-медицинская экспертиза трупов; - Допрос свидетеля (ст. 56, 166, 167, 187-190 УПК РФ); -Примерный перечень вопросов для проведения допроса руководителя контрагента налогоплательщика; - Меры процессуального принуждения; - Рекомендации по недопущению обсуждения в камере материалов и обстоятельств и уголовного дела; - Текст обвинительного заключения по делу о столкновении транспортных средств в попутном направлении; - Вопросы уголовной ответственности за преступления против семьи и несовершеннолетних; - Кассационное обжалование судебных актов (приговоров, определений, постановлений); 2. При составлении процессуальных документов налоговый адвокат советует принять во внимание следующую судебную практику: - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. N64 "О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления"; - Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12 октября 2006 г. N53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды"; - Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12 октября 2006 г. N53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды"; - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2004 г. N 23 "О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем"; - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2007 г. № 51 "О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате"; - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 октября 2009 г. № 20 "О некоторых вопросах судебной практики назначения и исполнения уголовного наказания"; - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 апреля 2009 г. № 8 "О судебной практике условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, замены не отбытой части наказания более мягким видом наказания";
3. В процессе следственных действий осуществляется обнаружение, собирание, проверка сведений, а также изъятие документов и предметов, имеющих важное значение для разрешения уголовного дела. Адвокат по налоговым делам предлагает ознакомиться с бланками и разъяснениями процессуальных документов, следственных действий: - Протокол проведения обследования помещения, здания, сооружения, участка местности, транспортного средства (ОРД); - Постановление о возбуждении уголовного дела и принятии его к производству; - Постановление о допуске представителя потерпевшего; - Постановление о прекращении уголовного дела в связи с отказом частного обвинителя от обвинения; - Протокол предъявления трупа для опознания; - Форма поручения об истребовании документов (информации); - Постановление о назначении дополнительной судебной экспертизы; 4. Потерпевшему (физическому или юридическому лицу) согласно п. 8 ч. 3 ст. 42 УПК РФ обеспечивается право на представителя. В случае нарушения прав гражданина, совершения преступных, противоправных действий адвокат по налогам рекомендует ознакомиться с проектами заявлений о совершении преступлений: - Преступления против свободы, чести и достоинства личности; - Заявления о возбуждении уголовного дела по делам в случае наезда на стоящее транспортное средство; - Заявление о преступлении (ст. 224 УК РФ "Небрежное хранение огнестрельного оружия"); - Преступления против жизни и здоровья; - Заявление о преступлении (ст. 159 УК РФ "Мошенничество"); 5. Адвокат по налоговым преступлениям рекомендует ознакомиться с наиболее интересными изречениями и высказываниями прошлого и настоящего, «связанными» с уголовно-правовой тематикой: «Учреждения исполняющие наказания», «Жулики, мошенники», «Приметы и пожелания», «Скорость», «Иные», «Доказательства», «Карьера», «Очевидцы, свидетели», «Дети, внуки, воспитание», «Примирение», «Промышленность», «Пострадавшие, потерпевшие», «Наказание». Исходя из того, что Конституция Российской Федерации не определяет процессуальный статус и начальный момент возникновения права на получение квалифицированной помощи, данное право должно обеспечиваться каждому гражданину на всех стадиях административного и уголовного судопроизводства.Одним из оснований для отмены или изменения приговора в кассационном или апелляционном порядке является нарушение уголовно-процессуального закона.Осужденный, оправданный, их защитники и законные представители, потерпевший, частный обвинитель, их законный представителям и представитель, а также иные лица в той части, в которой обжалуемое судебное решение затрагивает их права и законные интересы, имеют право на подачу апелляционной, кассационной и надзорной жалобы на судебное решение. Если гражданин получил решение суда, с которым он не согласен, обращайтесь к нам, и мы постараемся помочь.Опытный налоговый адвокат после тщательного ознакомления с материалами уголовного дела, протоколом судебного заседания и принятыми судебными решениями составит апелляционную, кассационную, надзорную жалобу на приговор или иное решение суда.Если акционерам, участникам обществ, либо руководителю или работникам юридического лица необходима квалифицированная юридическая помощь по налоговым и иным вопросам не теряйте время, звоните участникам программы «Защитник» по телефонам +7 (495) 671-53-72 или +7 (495) 671-53-62, (E-mail для сообщений: rosar@inbox.ru), и адвокаты по налоговым преступлениям МКА «РОСАР» постараются помочь. |
||||||||||||||||