Главная Иные формы налогового контроля

 

Налоговый адвокат   

предлагает для ознакомления раздел:

ИСТРЕБОВАНИЕ ДОКУМЕНТОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ

 

Истребование документов является одним из самых распространенных мероприятий налогового контроля.

Налоговые органы вправе запрашивать у налогоплательщика документы в рамках проведения налоговой проверки этого лица (камеральной или выездной), а также в ходе иных мероприятий налогового контроля. Порядок истребования документов в указанных случаях регламентируется  статьями 93 и 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что обязанность налогоплательщиков представлять налоговым органам и их должностным лицам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы служит обеспечению исполнения каждым конституционной обязанности по уплате налогов, согласуется с принципом равенства всех перед законом и не может рассматриваться как необоснованная либо ухудшающая положение налогоплательщиков.[1]

При этом право налоговых органов запрашивать необходимые документы ограничено:

-        кругом лиц, в отношении которых такое право предоставлено;

-        конкретными случаями, прямо предусмотренными законодательством о налогах и сборах;

-        видом (характером) истребуемых документов.

Лицами, обязанными представлять документы по требованию налоговых органов, являются налогоплательщики, плательщики сборов и налоговые агенты (п. 1 ст. 31 НК РФ).

Согласно пп. 6 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов. Аналогичная обязанность налоговых агентов предусмотрена в пп. 4 п. 3 ст. 24 НК РФ.

В соответствии  с пп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ  документы, которые вправе истребовать налоговые органы, можно разделить на два вида:

-        документы, служащие основанием для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов и сборов. Они должны быть составлены по утвержденным (унифицированным) формам и (или) оформлены в электронном виде по установленным форматам;

-        документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов и сборов.

Налоговый адвокат отмечает, что ознакомление должностных лиц налоговых органов с подлинниками документов допускается только на территории налогоплательщика. Однако если выездная налоговая проверка проводится в помещении налогового органа, то налогоплательщик должен предоставить подлинники для ознакомления в налоговый орган.

Помимо ознакомления с документами непосредственно в ходе осуществления проверочных мероприятий сотрудники налогового органа могут отдельно истребовать те или иные документы. В этом случае документы истребуются в порядке ст. 93 НК РФ.

Следует учитывать, что предмет проверки всегда ограничен перечнем проверяемых налогов и проверяемым периодом, которые указываются в решении налогового органа о проведении выездной налоговой проверки. Таким образом, проверяющие вправе истребовать документы, которые связаны с исчислением и уплатой тех налогов и за те периоды, которые являются предметом проверки.

Данный вывод подтверждается и судебно-арбитражной практикой. Так, в ходе проверки среди прочих документов были запрошены паспортные данные учредителей, руководителя и главного бухгалтера налогоплательщика. Как указал суд, предоставление паспортных данных учредителей, руководителя и главного бухгалтера налогоплательщика не предусмотрено законодательством о налогах и сборах и не связано с исчислением налогов[2].

По другому делу налоговый орган запросил документы, не относящиеся к проверяемому налогу. При этом суд признал неправомерным истребование документов, не относящихся к теме проверки[3].

Кроме того, документы (информация) о деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) могут быть истребованы у его контрагентов или иных лиц, располагающих данными документами или информацией (ст. 93.1 НК РФ). Такими лицами могут выступать органы государственной власти и местного самоуправления (например, органы, осуществляющие регистрацию физических лиц по месту жительства, адвокатские палаты субъектов РФ, органы, ответственные за ведение кадастрового учета), учреждения, организации и должностные лица, указанные в статье 85 НК РФ.

Одновременно с назначением выездной проверки проверяемому налогоплательщику направляется требование с указанием примерного перечня документов, которые следует представить, налоговый орган.

Форма требования о представлении документов (информации) утверждена Приказом ФНС России от 31.05.2007 № ММ-3-06/338 "Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах".

 Она используется как при истребовании документов в рамках проведения налоговой проверки (камеральной или выездной) в отношении самого налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента), так и при истребовании документов (информации) о его контрагентах в порядке, предусмотренном статьей 93.1 НК РФ.

В требовании должны быть указаны подробные данные, позволяющие идентифицировать запрашиваемые документы и определить их количество.

Этот процессуальный документ предоставляет налогоплательщику информацию о том, по какой тематике будет проводиться проверка, какие вопросы будут исследованы в её ходе.

Налоговый адвокат обращает внимание пользователей Программы, что отсутствие конкретных реквизитов (индивидуализирующих признаков) документов в требовании не позволяет налоговому органу привлечь налогоплательщика к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ в случае их непредставления, но не освобождает налогоплательщика от обязанности самостоятельно определить конкретный перечень документов для их предоставления налоговому органу, и неисполнение этой обязанности может являться основанием для проведения выемки данных документов налоговым органом[4].

Согласно п. 3 ст. 93 НК РФ документы, которые были запрошены в ходе проведения выездной или камеральной налоговой проверки, должны быть представлены в налоговый орган в течение 10 дней со дня получения соответствующего требования.

При этом следует учитывать, что согласно п. 6 ст. 6.1 НК РФ срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. Поскольку в п. 3 ст. 93 НК РФ не указано, что имеются в виду календарные дни, то истребованные в ходе выездной налоговой проверки документы должны быть представлены в течение 10 рабочих дней.

Согласно Федеральному закону от 27.07.2010 N 229-ФЗ[5] срок предоставления документов исчисляется с момента получения соответствующего требования. Принятие поправки связано с тем, что вручение не является единственным способом передачи налогоплательщику требования о предоставлении документов. Помимо этого есть такие способы как направление заказным письмом или посредством использования телекоммуникационных каналов связи.

Если у проверяемого лица все-таки отсутствует реальная возможность представить все истребуемые документы в течение 10 дней, то в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, оно должно письменно уведомить проверяющих должностных лиц налогового органа о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин. Причины этого могут быть разные: большой объем истребованных документов, болезнь сотрудников бухгалтерии, нахождение большинства сотрудников предприятия в отпуске и т.д.

Помимо причин, в уведомлении проверяемое лицо также должно обозначить сроки, в течение которых оно сможет представить истребуемые документы.

В течение двух дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе на основании этого уведомления продлить сроки представления документов или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение. При этом, во внимание будут приниматься именно причины невозможности представления документов. В то же время, вопрос о том, принимать эти причины во внимание или нет, отдается на усмотрение налогового органа.

Руководствуясь п. 5 ст. 93.1 НК РФ,  лицо, получившее требование о представлении документов (информации) о контрагенте, обязано исполнить его в течение пяти дней со дня получения. Если указанное лицо не располагает запрашиваемыми документами (информацией), оно должно сообщить об этом в налоговый орган в пятидневный срок со дня получения требования.

Истребуемые документы могут быть представлены в налоговый орган лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (ТКС). Это указано в пункте 2 статьи 93 НК РФ. Исходя из требования  абзаца 3 п. 5 ст. 93.1 НК РФ, любым из перечисленных способов представляют документы (информацию) и те лица, у которых запрашиваются сведения об их контрагентах ().

Копии запрашиваемых документов должны быть заверены самим проверяемым лицом (лицом, у которого истребованы сведения о взаимоотношениях с контрагентом). Как следует из абзаца 5 п. 2 ст. 93 НК РФ, при необходимости налоговый орган вправе ознакомиться с  подлинниками документов.

В соответствии с абзацем 2 п. 2 ст. 93 НК РФ, налоговые органы не могут требовать, чтобы копии представляемых документов были удостоверены нотариально, если такое удостоверение не предусмотрено законодательством РФ.

Согласно абзацу 3 п. 2 ст. 93 НК РФ, если истребуемые у налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) документы составлены в электронном виде по установленным форматам, он может направить их в налоговый орган в электронном виде по ТКС. С 2 сентября 2010 года порядок направления требования о предоставлении документов претерпел изменения; они внесены. Такая возможность появилась с 2 сентября 2010 года, благодаря изменениям, внесенным Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ[6]. При этом под установленными форматами следует понимать форматы документов в электронном виде, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, то есть ФНС России.

Налоговый адвокат сообщает, что копии документов могут быть заверены следующим образом:

- заверять каждую страницу копии такого документа;

- прошить весь документ, последовательно пронумеровать все его листы и заверить документ в целом (указав общее количество листов в прошитой пачке).

При этом следует отметить, что толщина пачки,  качество бумаги и прочность материала, используемого для прошивки должны быть соответствующими для удобства копирования документов, а сам документ должен полностью читаться (в том числе реквизиты, резолюции, визы и иные отметки на полях документа).

Налоговый адвокат разъясняет, что согласно ч. 1 ст.  126 НК РФ,  за непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации  и иными актами законодательства о налогах и сборах, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 119 и 129.4 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый не представленный документ.

Должностным лицам налоговых органов предписывается действовать в строгом соответствии с законом и реализовывать в пределах своей компетенции полномочия  налоговых органов. Они обязаны корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и иным участникам отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не унижать их честь и достоинство.

Гражданин имеет право  обжаловать   руководителю налогового органа, прокурору и в суде порядке действия должностных лиц, допустивших  незаконное нарушение конституционных прав и свобод, а также законных интересов человека и гражданина либо организации.

 

[1]  Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 19.02.1996 N 5-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Независимого территориального профсоюза работников различных форм собственности "Урал" как не соответствующей требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации"  и от 05.07.2005 N 301-О "По жалобе гражданина Кукушина Николая Викторовича на нарушение его конституционных прав положениями подпункта 7 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации".

 [2] Постановление Федерального арбитражного суда  Уральского округа от 24.10.2005 N Ф09-4737/05-С7.

[3] Постановление Федерального арбитражного суда  Московского округа от 13.03.2006 N КА-А40/1386-06.

[4] Постановление Федерального арбитражного суда  Московского округа от 16.04.2010 N КА-А40/2634-10.

[5] Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 229-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования"

[6] Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 229-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования"

 

Оказывая юридическую помощь, адвокат по налоговым преступлениям  вправе  собирать и представлять предметы и документы; запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также общественных объединений и иных организаций; опрашивать  с их согласия лиц, предположительно владеющих информацией, относящейся к делу; привлекать на договорной основе специалистов для разъяснения вопросов; фиксировать (в том числе с помощью технических средств) информацию, содержащуюся в материалах дела, проводить адвокатские расследования, а также совершать иные действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

1.  Полезная информация по вопросам уголовного судопроизводства изложена в  разделах  Программы "ЗАЩИТНИК" и   статьях   участников Программы, с которыми адвокат по налоговым  спорам  рекомендует ознакомиться:

- Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица (ст. 198 УК РФ);

- Преступления против жизни и здоровья;

- Преступления против собственности;

- Должностные лица контролирующих органов;

- Таможенный осмотр  и  досмотр товаров и транспортных средств (форма таможенного контроля);

- Осмотр помещений и территорий для целей таможенного контроля;

- Поведения  человека в экстремальных ситуациях;

- Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств  (ОРД);

- Наблюдение (Оперативно-розыскное мероприятие);

- Таможенное наблюдение (форма таможенного контроля);

- Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка (ст. 185 УПК РФ);

- Контроль записи телефонных переговоров (ст. 186 УПК РФ);

- Бланки процессуальных документов;

- Анатомия человека;

- Судебно-медицинская экспертиза трупов;

- Допрос свидетеля  (ст. 56,  166, 167, 187-190 УПК РФ);

-Примерный перечень вопросов для проведения допроса руководителя контрагента налогоплательщика;

- Меры процессуального принуждения;

- Рекомендации  по недопущению обсуждения в камере материалов и обстоятельств и уголовного дела;

Текст  обвинительного заключения по  делу о столкновении транспортных средств в попутном направлении;

- Вопросы уголовной ответственности за преступления против семьи и несовершеннолетних;

- Кассационное обжалование судебных актов (приговоров, определений, постановлений);

-  Смертная казнь.

2. При составлении процессуальных документов налоговый адвокат советует принять во внимание следующую судебную практику:

- Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. N64  "О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления";

-  Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12 октября 2006 г. N53 "Об оценке арбитражными  судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды";

-  Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12 октября 2006 г. N53 "Об оценке арбитражными  судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды";

- Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2004 г. N 23 "О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем";

-  Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2007 г. № 51 "О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате";

- Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 октября 2009 г. № 20 "О некоторых вопросах судебной практики назначения и исполнения уголовного наказания";

- Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 апреля 2009 г. № 8 "О судебной практике условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, замены не отбытой части наказания более мягким видом наказания";

- Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 января 2007 г. № 2 "О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания";

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 5 декабря 2006 г. № 60  "О применении судами особого порядка судебного разбирательства уголовных дел".

  

3. В процессе следственных действий осуществляется обнаружение, собирание, проверка сведений, а также изъятие документов и предметов, имеющих важное значение для разрешения уголовного дела. Адвокат по налоговым делам   предлагает ознакомиться с бланками и разъяснениями процессуальных документов, следственных действий:

 - Распоряжение о проведении гласного оперативно-розыскного  мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений,  участков местности и транспортных средств;

- Протокол проведения обследования помещения, здания, сооружения, участка местности, транспортного средства (ОРД);

- Постановление о возбуждении уголовного дела и принятии его к производству;

- Постановление о допуске представителя потерпевшего;

Постановление о прекращении уголовного дела в связи с отказом частного обвинителя от обвинения;

- Протокол предъявления трупа для опознания;

- Форма поручения об истребовании документов (информации);

- Постановление о назначении дополнительной судебной экспертизы;

- Обвинительное заключение;

- Приговор (оправдательный).

4.  Потерпевшему (физическому или юридическому лицу) согласно п. 8 ч. 3 ст. 42 УПК РФ обеспечивается  право на представителя.

            В случае нарушения прав гражданина, совершения преступных, противоправных действий адвокат по налогам  рекомендует ознакомиться с проектами заявлений о совершении преступлений:

- Преступления против свободы, чести и достоинства личности;

- Заявления о возбуждении уголовного дела по делам в случае наезда на стоящее транспортное средство;

- Заявление о преступлении (ст. 224 УК РФ "Небрежное хранение огнестрельного оружия");

- Преступления против жизни и здоровья;

- Заявление о преступлении (ст. 159 УК РФ "Мошенничество");

- Заявление о преступлении (ст. 145.1 УК РФ "Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат");

- Заявление о преступлении (ст. 244 УК РФ "Надругательство над телами умерших и местами их захоронения").

5. Адвокат  по налоговым преступлениям  рекомендует  ознакомиться с наиболее интересными изречениями  и высказываниями прошлого и настоящего, «связанными» с  уголовно-правовой тематикой: «Учреждения исполняющие наказания», «Жулики, мошенники», «Приметы и пожелания», «Скорость»,   «Иные»,   «Доказательства», «Карьера»,  «Очевидцы, свидетели», «Дети, внуки, воспитание»,  «Примирение», «Промышленность», «Пострадавшие, потерпевшие», «Наказание».

 

Исходя из того, что Конституция Российской Федерации не определяет  процессуальный статус  и начальный момент   возникновения права на получение квалифицированной помощи, данное право должно обеспечиваться каждому гражданину на всех стадиях административного и уголовного судопроизводства.

 Одним из оснований для отмены или изменения приговора в кассационном или апелляционном порядке является нарушение уголовно-процессуального закона.

Осужденный, оправданный, их защитники и законные представители, потерпевший, частный обвинитель, их законный представителям и представитель, а также иные лица в той части, в которой обжалуемое судебное решение затрагивает их права и законные интересы,  имеют право  на подачу  апелляционной, кассационной и надзорной жалобы  на  судебное  решение. Если  гражданин  получил  решение суда,  с которым он не согласен, обращайтесь к нам, и мы постараемся  помочь.

Опытный налоговый адвокат  после тщательного ознакомления с материалами уголовного дела, протоколом судебного заседания  и принятыми  судебными решениями составит  апелляционную, кассационную,  надзорную жалобу на приговор или иное решение суда. 

 Если акционерам, участникам обществ,  либо   руководителю или работникам юридического лица  необходима квалифицированная юридическая помощь по налоговым и иным вопросам  не теряйте время, звоните участникам  программы «Защитник»  по телефонам +7 (495) 671-53-72 или +7 (495) 671-53-62,  (E-mail для сообщений:  rosar@inbox.ru), и  адвокаты по налоговым преступлениям МКА «РОСАР» постараются помочь.