√лавна€ »ные формы налогового контрол€

 

Ќалоговый адвокат   

предлагает дл€ ознакомлени€ раздел:

ќ—ћќ“– “≈––»“ќ–»…, ѕќћ≈ў≈Ќ»… ЌјЋќ√ќѕЋј“≈Ћ№ў» ј, ј “ј ∆≈ ƒќ ”ћ≈Ќ“ќ¬ » ѕ–≈ƒћ≈“ќ¬

ќсмотр территории, помещений, предметов и документов это об€зательное меропри€тие налогового контрол€ при проведении выездной налоговой проверки, которое включает в себ€ визуальное изучение должностными лицами налоговых органов указанных территорий, помещений, предметов и документов

ќсновна€ цель проведени€ осмотра  вы€вление обсто€тельств, которые могут свидетельствовать о допущенных налогоплательщиком нарушени€х, а именно установление соответстви€ фактических данных об указанных объектах документальным данным, представленным провер€емым лицом. Ќапример, отсутствие объекта по месту регистрации, вы€вление производства продукции, скрываемой от налогообложени€, завышени€ или занижени€ объемов производственных работ и иных фактов, имеющих значение дл€ исчислени€ и уплаты налогов и др.

ќсмотр регулируетс€ нормами Ќалогового кодекса –оссийской ‘едерации (п.п. 6, 7 п. 1 ст. 31, п. 1 ст. 82, п. 13 ст. 89, п. 2 ст. 91 Ќ  –‘), а процедура его проведени€ четко изложена в ст. 92 Ќ  –‘. ѕри этом в  одексе привод€тс€ такие меропри€ти€ налогового контрол€, как осмотр документов, предметов и помещений (территорий). ѕричем пр€мо сказано, что осмотр предметов и документов налоговый инспектор может провести вне рамок выездной проверки, если документы и предметы были получены должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контрол€ или при согласии владельца этих предметов на проведение их осмотра  (п. 2 ст. 92 Ќ  –‘).

¬месте с тем территории и помещени€ нельз€ отнести к предметам. ѕоэтому доступ на территорию или в помещение организации налоговые инспекторы могут получить, лишь предъ€вив (п. 1 ст. 91 Ќ  –‘):

- решение о проведении выездной налоговой проверки;

- служебные удостоверени€.

–ешение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать:

- полное и сокращенное наименовани€ либо фамили€, им€, отчество налогоплательщика;

- предмет проверки, то есть налоги, правильность исчислени€ и уплаты которых подлежит проверке;

- периоды, за которые проводитс€ проверка;

- должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручаетс€ проведение проверки (п. 2 ст. 89 Ќ  –‘).

Ќалоговый адвокат обращает внимание, что налоговый инспектор вправе осмотреть только территории и помещени€, принадлежащие именно провер€емому налогоплательщику (п. 1 ст. 92 Ќ  –‘). ј провести, к примеру, в рамках проверки  организации осмотр помещений ее контрагентов, поставщиков и т.д. сотрудники  налоговых органов не вправе.

ѕри этом, если осмотры проведены с нарушени€ми, протоколы этих осмотров не могут быть доказательством по делу о налоговом правонарушении (п. 4 ст. 101 Ќ  –‘; п. 3 ст. 64, ст. 68 јѕ  –‘).

Ќеобходимо отметить, что в  судебной практике имеютс€ случаи, когда  должностные лица налоговых органов в ходе камеральной проверки могут производить осмотр помещений, в которых находитс€ имущество налогоплательщика дл€ определени€ соответстви€ фактических данных документальным данным[1]

¬се объекты осмотра можно условно разделить на две группы:

1) помещени€ и территории. Ёто могут быть производственные, складские, торговые и иные помещени€ и территории, используемые налогоплательщиком дл€ извлечени€ дохода либо св€занные с содержанием объекта налогообложени€ (п. 13 ст. 89 Ќ  –‘). „то касаетс€ жилых помещений, то здесь необходимо учитывать положени€ ст. 25  онституции –оссийской ‘едерации о неприкосновенности жилища. ƒоступ в жилые помещени€ помимо или против воли проживающих в них лиц иначе как в случа€х, установленных федеральным законом или на основании судебного решени€, не допускаетс€.

2) документы и предметы. ѕеречень их законодательно не определен, и это означает, что к ним могут относитьс€ любые документы и предметы, способные выступать в качестве вещественных доказательств при установлении фактов налоговых правонарушений.

ќб€зательными участниками данного процессуального действи€ €вл€ютс€ пон€тые.  ак и во всех иных случа€х, пон€тых должно быть не менее двух человек.

”частие при осмотре одного пон€того вместо двух расцениваетс€ судами как нарушение, влекущее признание протокола осмотра недопустимым доказательством[2].

“аким образом, налоговые органы не вправе самосто€тельно решать, привлекать им при проведении осмотра пон€тых или нет, - этот вопрос однозначно определен законом. ¬ св€зи с этим полагаем, что отсутствие при производстве осмотра пон€тых должно влечь незаконность результатов данного процессуального действи€.

ѕри осуществлении осмотра возможно участие специалистов, экспертов и переводчиков. Ѕолее того, в отдельных случа€х их наличие суд может признать об€зательным. Ќапример, при рассмотрении одного из дел суд отметил, что осуществление должностными лицами налогового органа (не обладающими специальными познани€ми и необходимыми навыками в определении размера земельных участков) обмера площади земельных участков при помощи рулеток, не подтверждает обоснованность определени€ размера земельных участков[3].

ѕри проведении осмотра вправе участвовать лицо, в отношении которого осуществл€етс€ налогова€ проверка, или его представитель.

¬ случае  воспреп€тствовани€ доступа должностных лиц налоговых органов, провод€щих налоговую проверку, на указанные территории или в помещени€ (за исключением жилых помещений) руководителем провер€ющей группы (бригады) составл€етс€ јкт о воспреп€тствовании доступу должностных лиц налогового органа, провод€щих налоговую проверку, на территорию или в помещение провер€емого лица.

‘орма јкта о воспреп€тствовании доступу должностных лиц налогового органа, провод€щих налоговую проверку, на территорию или в помещение провер€емого лица утверждена  приказом ‘едеральной налоговой службы –оссийской ‘едерации и

Ќалоговый адвокат  разъ€сн€ет, что на основании  ст.  36 Ќалогового кодекса –оссийской ‘едерации, должностные лица органов внутренних дел по запросу налоговых органов могут  участвовать  вместе с ними в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках.

¬опросы взаимодействи€   должностных лиц  названных органов  определены в следующих документах:

- ќб участии органов внутренних дел –оссийской ‘едерации в работе по обеспечению поступлений налогов и других об€зательных платежей в бюджеты (”каз ѕрезидента –оссийской ‘едерации от 14 декабр€ 1996 г. є 1680);

- »нструкци€ о пор€дке взаимодействи€ органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок(утверждена приказом ћ¬ƒ –оссии и ‘Ќ— –оссии от 30 июн€ 2009 г. є 495/ћћ-7-2-347);

 - »нструкци€ о пор€дке направлени€ органами внутренних дел материалов в налоговые органы при вы€влении обсто€тельств, требующих совершени€ действий, отнесенных к полномочи€м налоговых органов, дл€ прин€ти€ по ним решени€(утверждена приказом ћ¬ƒ –оссии и ‘Ќ— –оссии от 30 июн€ 2009 г. є 495/ћћ-7-2-347);

-   —оглашение о взаимодействии между ћ¬ƒ –оссии и ‘Ќ— –оссии (ћосква, 13 окт€бр€ 2010 г. є 1/8656/ћћ¬-27-4/11).

¬ соответствии со ст. 5  «акона  –оссийской ‘едерации от 21 марта 1991 г. є  943-I "ќ налоговых органах –оссийской ‘едерации",органы внутренних дел –оссийской ‘едерации, об€заны оказывать практическую помощь работникам налоговых органов при исполнении ими служебных об€занностей, обеспечива€ прин€тие предусмотренных законодательством мер по привлечению к ответственности лиц, насильственным образом преп€тствующих выполнению работниками налоговых органов своих должностных функций.

¬ ходе  проведени€ осмотра территории, помещений, предметов и документов предусмотрена возможность применени€ специальных средств. “ак, при осмотре могут производитьс€ фото- и киносъемка, видеозапись, могут сниматьс€ копии с документов.

—ледует обратить внимание, что в соответствии с  п. 4 ст. 92 Ќ  –‘ право на применение спецсредств может быть осуществлено и по инициативе провер€емого лица.

ƒл€ применени€ при производстве осмотра указанных спецсредств могут привлекатьс€ специалисты.

ќ производстве осмотра в об€зательном пор€дке составл€етс€ протокол. ѕротокол осмотра должен соответствовать общим требовани€м, которые установлены ст. 99 Ќ  –‘.

≈сли при осмотре использовались фото- или кино-съемка, то это должно быть зафиксировано в протоколе. ¬ыполненные при производстве осмотра фотографические снимки и негативы, киноленты, видеозаписи и другие материалы прилагаютс€ к протоколу осмотра.

Ќалоговый адвокат отмечает, что при проведении налоговой проверки сотрудники налогового органа не должны ограничиватьс€ только проведением осмотра, необходимо провести и иные меропри€ти€, по итогам которых будет получен комплекс доказательств, подтверждающих виновность провер€емого лица в совершении правонарушени€.

ѕо результатам осмотра может быть прин€то решение о проведении инвентаризации.

јдвокат по налоговым делам обращает внимание пользователей программы, что отдельным должностным лицам других ‘едеральных служб также предоставлено право проведени€ аналогичных действий с учетом особенностей их де€тельности, котора€ регулируетс€ федеральными законами.

“ак например сотрудникам правоохранительных органов   предоставлено право проведени€ обследовани€ помещений зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств. –аботники  территориального органа ‘едеральной антимонопольной службы (‘ј— –оссии) имеют право на беспреп€тственное осуществление осмотра территорий, зданий и помещений, занимаемых провер€емым лицом (за исключением жилища провер€емого лица), предметов, документов и информации (сведений), содержащихс€ на любых ее носител€х (в необходимых случа€х при осуществлении осмотра производ€тс€ фото и киносъемка, видеозапись, снимаютс€ копии с документов).

—отрудник таможенной службы вправе посещать организации независимо от форм собственности (причем цель визитов в законе не указываетс€!).  роме того, с целью получени€ подтверждени€ сведений о характере, происхождении, состо€нии и количестве товаров, наход€щихс€ под таможенным контролем работники таможенных органов вправе проводить таможенный осмотр.

јдвокату  по налогам   известны  случаи, когда   во врем€ осмотра или после него должностные  лица  налоговых органов допрашивали в качестве свидетелей  руководителей и работников организации  налогоплательщика, которым могут быть известны какие-либо сведени€, имеющие значение дл€ проведени€ налогового контрол€ или получали от них объ€снени€. ѕри таких обсто€тельствах  налоговый адвокат рекомендует гражданам  воспользоватьс€  следующим советом:

≈сли  гражданин  по каким-либо причинам (например,  до получени€  полной информации о событии, документах и т.д.,  или юридической консультации адвоката) не желает  давать показани€ (по€снени€), отвечать на вопросы должностных лиц, адвокат  советует   за€вить следующее)) этого можно сказать следующеей консультации у адвоката, использовать различные  психологические и иные приемы и методы.:

Ђ”важаемый сотрудник! ¬ св€зи с заданными мне вопросами € желаю воспользоватьс€ моим конституционным правом, предусмотренным статьей 51  онституции –оссийской ‘едерации, не свидетельствовать против самого себ€ и своих близких родственников!ї или

 Ђя не намерен преп€тствовать установлению обсто€тельств, интересующих компетентные органы, но имею право и  € желаю воспользоватьс€ предоставленным мне статьей 51  онституции –оссийской ‘едерации правом не свидетельствовать против самого себ€ и близких родственников!ї

  роме того, на все задаваемые вопросы  можно говорить примерно следующее:

Ђ—огласно статье 51  онституции –оссийской ‘едерации никто не вправе свидетельствовать против самого себ€ и близких родственников. я желаю воспользоватьс€ данным конституционным правом  при ответе на поставленный вопрос!ї

—огласно правовой позиции, изложенной в ѕостановлении  онституционного —уда –оссийской ‘едерации от 16 июл€ 2004 г. є 14-ѕ "ѕо делу о проверке конституционности отдельных положений части второй статьи 89 Ќалогового кодекса –оссийской ‘едерации в св€зи с жалобами граждан ј.ƒ. ≈горова и Ќ.¬. „уева" Ќалоговый кодекс –оссийской ‘едерации Ђисходит из недопустимости причинени€ неправомерного вреда при проведении налогового контрол€ (статьи 35 и103).

≈сли, осуществл€€ его, налоговые органы руководствуютс€ цел€ми и мотивами, противоречащими действующему правопор€дку, налоговый контроль в таких случа€х может превратитьс€ из необходимого инструмента налоговой политики в инструмент подавлени€ экономической самосто€тельности и инициативы, чрезмерного ограничени€ свободы предпринимательства и права собственности, что в силу статей 34 (часть 1), 35 (части 1-3) и 55 (часть 3)  онституции –оссийской ‘едерации недопустимо. ѕревышение налоговыми органами (их должностными лицами) своих полномочий либо использование их вопреки законной цели и охран€емым правам и интересам граждан, организаций, государства и общества несовместимо с принципами правового государства, в котором осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (стать€ 1, часть 1; стать€ 17, часть 3,  онституции –оссийской ‘едерации)ї.

«а неправомерные действи€ или бездействие должностные лица налоговых  и таможенных  органов, согласно  ст.  35 Ќалогового кодекса –оссийской ‘едерации, несут ответственность в соответствии с законодательством –оссийской ‘едерации.

 

јдвокат по налогам рекомендует ознакомитьс€ с формой протокола осмотра территорий, помещений, документов и предметов, котора€ примен€етс€ при проведении налогового контрол€.

 


[1] ѕостановление ‘едерального арбитражного суда ѕоволжского округа от 17.04.2007 N ј65-14660/06-—ј1-42; ѕостановление ‘едерального арбитражного суда —еверо-«ападного округа  от 18.11.2008 N ‘04-6982/2008(15881-ј75-27).

 [2] ѕостановление ‘едерального арбитражного суда ÷ентрального округа от 18.03.2008 N ј09-2488/07-21; ѕостановление ‘едерального арбитражного суда —еверо-«ападного округа от 16.11.2007 N ј56-39310/2006.

[3] ѕостановление ‘едерального арбитражного суда ”ральского округа от 17.11.2009 N ‘09-8891/09-—3).

1. Ќалоговый адвокат     советует ознакомитьс€ с  полезной информацией, котора€  изложена  в  разделах  ѕрограммы "«јў»“Ќ» " и   стать€х еЄ  участников:

- ѕреступлени€ в сфере экономической де€тельности;

- Ќеисполнение об€занностей налогового агента;

- ќбжалование  действий и решений налоговых органов и должностных лиц;

- ѕреступлени€ против жизни и здоровь€;

- √осударственный налоговый инспектор;

- ”частники уголовного судопроизводства;

- ќсмотр и прослушивание фонограммы  (ст. 166, 167, 186 ”ѕ  –‘);

- ќбщий перечень вопросов дл€ допроса участников/акционеров контрагентов Ђпровер€емогої налогоплательщика;

- ѕоведени€  человека в экстремальных ситуаци€х;

- ќсвидетельствование (ст. 179 ”ѕ  –‘);

- —отрудник таможенной службы;

- ѕоказани€ подозреваемого, обвин€емого;

- Ѕланки процессуальных документов;

- јнатоми€ человека;

- —удебна€ экспертиза;

—удебно-медицинска€ экспертиза живых лиц;

- —толкновение транспортных средств (ќписательна€ часть постановлений о предъ€влении обвинени€ по делам о ƒ“ѕ);

- ѕротоколы следственных и судебных действий;

- ќзнакомление с документами, регламентирующими вопросы ареста и содержани€  под стражей;

- ѕоведение гражданина до прибыти€ адвоката;

- «аключение и показани€ эксперта;

- —охранение  личной информации („то не рекомендуетс€ рассказывать о себе?);

- —оветы психолога  по вопросам трудовых отношений;

- “екст  обвинительного заключени€ по  делу об опрокидывании транспортного средства, выехавшего за пределы проезжей части дороги (ч. 5 ст. 264 ” );

- ќсобый пор€док судебного разбирательства;

- ќб€зательные работы. 

2. ѕри изучении документов, дающих основани€ дл€ обвинени€ лица в совершении преступлени€, адвокат по налоговым спорам делам рекомендует дл€ формировани€ позиции защиты прин€ть во внимание следующую судебную практику:

-  ѕостановление ѕленума ¬ерховного —уда –оссийской ‘едерации от 18 но€бр€ 2004 г. N 23 "ќ судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем";

-  ѕостановление ѕленума ¬ерховного —уда –оссийской ‘едерации от 27 декабр€ 2007 г. є 51 "ќ судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате";

- ѕостановление ѕленума ¬ерховного —уда –оссийской ‘едерации от 5 марта 2004 г. N 1 "ќ применении судами норм ”головно-процессуального кодекса –оссийской ‘едерации";

- ѕостановление ѕленума ¬ерховного —уда –оссийской ‘едерации от 10 окт€бр€ 2003 г. N 5 "ќ применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров –оссийской ‘едерации";

- ѕостановление ѕленума ¬ерховного —уда –оссийской ‘едерации от 24 декабр€ 1993 г. є 13 "ќ некоторых вопросах, св€занных с применением статей 23 и 25  онституции –оссийской ‘едерации";

ѕостановление ѕленума ¬ерховного —уда –оссийской ‘едерации от 5 декабр€ 2006 г. є 60  "ќ применении судами особого пор€дка судебного разбирательства уголовных дел".

3. —огласно ст. 86 ”ѕ  –‘ собирание доказательств осуществл€етс€ в ходе уголовного судопроизводства дознавателем, следователем, прокурором и судом путем производства следственных и иных процессуальный действий,  предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством –оссийской ‘едерации. јдвокат по налоговым делам рекомендует ознакомитьс€ с бланками и разъ€снени€ми процессуальных документов, следственных действий:

- –апорт об обнаружении признаков преступлени€;

- –ешение об отмене обеспечительных мер (ч. 10 ст. 101 Ќ  –‘);

ѕостановление о признании потерпевшим;

ѕротокол осмотра места дорожно-транспортного происшестви€;

ѕротокол проверки показаний на месте;

- ‘орма постановлени€ о производстве выемки документов и предметов;

ѕостановление об избрании меры пресечени€;

ѕодписка о неразглашении данных предварительного расследовани€;

- ѕостановление о возбуждении перед судом ходатайства о помещении подозреваемого (обвин€емого), не содержащегос€ под стражей, в медицинский (психиатрический) стационар дл€ производства судебно-медицинской (судебно-психиатрической) экспертизы;

- ѕриговор (обвинительный,  применение особого пор€дка прин€ти€ судебного решени€).

4.  Ќазначением уголовного судопроизводства согласно ст. 6 ”ѕ  –‘ €вл€етс€ защита прав и законных интересов  лиц, организаций потерпевших от преступлений.

   јдвокат по налоговым преступлени€м  рекомендует ознакомитьс€ с проектами за€влений о совершении преступлений, что будет способствовать уголовному преследованию, лиц совершивших преступление, пресечению преступной де€тельности, возмещению причиненного вреда:

- ѕреступлени€ в сфере экономической де€тельности; 

- «а€влени€ о возбуждении уголовного дела по делам в св€зи с опрокидыванием транспортных средств;

- «а€вление о преступлении (ст. 145.1 ”  –‘ "Ќевыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат");

- «а€вление о преступлении (ст. 155 ”  –‘ "–азглашение тайны усыновлени€ (удочерени€)");

- «а€вление о преступлении (ст. 224 ”  –‘ "Ќебрежное хранение огнестрельного оружи€");

- «а€вление о преступлении (ст. 176 ”  –‘ "Ќезаконное получение кредита");

- «а€влени€ о возбуждении уголовного дела по делам в св€зи с опрокидывание транспортных средств;

- ѕроект за€влени€ о сообщении результатов рассмотрени€ сообщени€ о преступлении.

5. ќказыва€ юридическую помощь, адвокат по налогам    рекомендует ознакомитьс€ с наиболее интересными изречени€ми  и высказывани€ми прошлого и насто€щего, Ђсв€заннымиї с  различными видами преступлений, уголовным судопроизводством и лицами, участвующими в нем, а также исполнением наказани€: Ђѕострадавшие, потерпевшиеї, Ђјдвокат, защитник, представительї, Ђ—удебное разбирательство, судь€ї, Ђƒорожное движениеї, Ђƒознание, следствие и иные органыї,  Ђѕрофессиональна€ подготовка и повышение квалификацииї, Ђќчевидцы, свидетелиї, Ђѕолучение прибыли, богатствої, Ђѕриметы и пожелани€ї,   Ђ»ныеї, Ђ–азлад, ссораї,  Ђƒоказательстваї.

 

»сход€ из того, что  онституци€ –оссийской ‘едерации не определ€ет  процессуальный статус  и начальный момент   возникновени€ права на получение квалифицированной помощи, данное право должно обеспечиватьс€ каждому гражданину на всех стади€х административного и уголовного судопроизводства.

 ќказыва€ юридическую помощь, адвокат по налоговым делам  вправе  собирать и представл€ть предметы и документы; запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправлени€, а также общественных объединений и иных организаций; опрашивать с их согласи€ лиц, предположительно владеющих информацией, относ€щейс€ к делу; привлекать на договорной основе специалистов  дл€ разъ€снени€ вопросов; фиксировать (в том числе с помощью технических средств) информацию, содержащуюс€ в материалах дела, проводить адвокатские расследовани€, а также совершать иные действи€, не противоречащие законодательству –оссийской ‘едерации

Ќарушение уголовно-процессуального закона €вл€етс€  одним из оснований отмены или изменени€ приговора в кассационном или апелл€ционном пор€дке.

ѕраво на подачу  апелл€ционной, кассационной и надзорной жалобы  на  судебное  решение  принадлежит осужденному, оправданному, их защитникам и законным представител€м, потерпевшему, частному обвинителю, их законным представител€м и представител€м, а также иным лицам в той части, в которой обжалуемое судебное решение затрагивает их права и законные интересы.

   јпелл€ционна€, кассационна€ надзорна€  жалоба на приговор или иное  судебное решение  составл€етс€     опытным налоговым адвокатом, как правило, после тщательного ознакомлени€ с материалами уголовного дела, протоколом судебного заседани€  и прин€тыми  судебными решени€ми.

≈сли гражданину или юридическому лицу необходима   помощь по правовым вопросам,  в том числе, св€занным с преступлени€ми в сфере экономики, налоговыми и иными преступлени€ми, они могут обратитьс€ к адвокатам по налоговым делам ћ ј Ђ–ќ—ј–ї, позвонив им  по телефонам +7 (495) 671-53- 72 или +7 (495) 671-53-73, а также  отправив сообщение E-mail:  rosar@inbox.ru.  

јдвокат по налоговым преступлени€м окажет квалифицированную и своевременную  юридическую помощь гражданам, руководител€м и иным работникам юридических лиц по различным вопросам, св€занным с привлечением к  административной и уголовной ответственности за правонарушени€ в сфере экономики, налоговые и другие преступлени€.